Єдність у розмаїтті

СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДИСКРИМИНИРУЕМЫХ

Что такое «Форум-театр» или «Театр угнетенных»», получивший столь широкое распространение в мире, в том числе в программе лагеря «Истоки толерантности»? В чем его суть? Вот вполне энциклопедическая справка. Основ­ная идея форум-театра – показать обществу необходи­мость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих. Технология позволяет эф­фективно менять ситуацию в локальных общественных группах, при этом их спектр может быть очень широк: в настоящее время данный метод успешно применяется в работе с детьми и молодежью, представителями самых разных социальных слоев и профессиональных сообществ. Технология представлений предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, поиск альтернативных решений проблем, приобретение опыта активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют си­туацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы.

Возможно, что вы, как, впрочем, и я, поняли не все. По­этому обратимся к режиссеру-тренеру, или как его приня­то называть, джокеру форум-театра Ялмару Хорхе Хоффре- Эйхорну. Он провел мастер-класс в киевском Клубе толе­рантности и согласился ответить на наши вопросы.

— Где вы познакомились с форум-театром и что привлекло в нем?

— Приблизительно 11 лет назад я готовил магистер­скую работу в маленьком университете в Испании. Там же в библиотеке я увидел книгу «Театр угнетенных» Августо Боаля, напомнившую мне о педагогике угнетенных Пауло Фрейре. Я не смог ее отложить – это была любовь с пер­вого взгляда.

Форум-театр был создан для того, чтобы противосто­ять давлению системы угнетения (финансовой, классовой) на человека. Форум-театр – это форма решения социаль­ных проблем и конфликтов, в которой пересекаются пси­хология, театр и сама жизнь. Участники разыгрывают сце­ны на актуальные для общества темы, которые сами же разрабатывают, исходя из своего опыта и проблем, стоя­щих перед сочувствующими зрителями. После первого по­каза пьеса повторяется. Только теперь зритель имеет воз­можность сказать «СТОП», для того чтобы встать на место играющего и предложить свое решение проблемы. В конце спектакля обсуждается предложенная ситуация и способ ее решения в реальной жизни. В отличие от традиционного театра, где есть четкий сюжет, в форум-театре исход всег­да определяет зритель.

Сегодня эта методика работает более чем в 100 стра­нах мира, потому что существует не только потребность в более справедливом и демократическом мире, но стремле­ние людей участвовать в создании такого общества.

— Можно ли рассматривать эту методику как реабилитационную терапию?

— Августо Боаль, разработавший основы «форум-те­атра», понимал, что эта методология может иметь тера­певтический эффект. Но это не основное. Гораздо важнее эффект социальный. Терапия позитивна, но мы можем остановиться на этом этапе и забудем о потребности в больших социально-политических преобразованиях, цель которых – уничтожение угнетения, воспитание достоин­ства, системные изменения личности человека.

— Тогда возможно форум-театр – это одна из форм формирования гражданского общества?

— Да, конечно. Форум-театр – одна из техник граждан­ского вовлечения. Главная его цель – способствовать ди­алогу по вопросам общества и проблемам фокусируемого сообщества, группы, коллектива. Через диалог человек са­момобилизуется, приходит к пониманию важности не толь­ко личного, но и гражданского аспекта проблемы.

— С какими категориями населения вы работае­те и на что внутри этих категорий направлено ваше внимание? Как поднять самооценку участников и при­влечь их к работе? Не рассматривается ли это в ко­нечном итоге как своего рода подготовка граждански активных мобильных групп граждан?

— Я думаю, что все это часть нашей работы. Мы делаем театр не с актерами, а с простыми людьми. И не просто с людьми, а с теми, у кого есть проблемы, кто дискримини­рован или исключен из общества, у кого нет возможности проявить свою позицию, подать свой голос. Мы пытаемся использовать театр для них и вместе с ними, чтобы анали­зировать их жизненные проблемы, научить их уже в своих сообществах создавать такие спектакли для вычленения проблемы, а затем поиска решений, определения страте­гии для изменений. Идея форум-театра состоит в создании пространства, где люди обретают шанс сформулировать свои идеалы и понять, как их можно реализовать в реаль­ной жизни. Т.е. идея театра угнетенных – это репетиция действия. Например, я работал с афганскими женщина­ми, которые часто вообще не выходили за пределы своего дома и были жертвами ежедневного домашнего насилия. Наша методика позволила им повысить самооценку, все­лить уверенность в себе. После нашей совместной работы они впервые сказали: «Я человек, я независимый человек, у меня есть имя, я женщина, я не просто жена или мать, я человек».

— В недемократических странах вас не рассма­тривают как провокатора?

— Я уверен в дефиците демократии в мире – он мо­жет быть большим или меньшим, разным может быть влия­ние оппозиции. Но в таких странах, как Афганистан, напри­мер, где люди не протестуют против идеологии, им нравит­ся возможность работы в локальном кругу, рассмотрения разных точек зрения, принятия решений. Культурное окру­жение здесь очень иерархично и авторитарно, а наша ме­тодика предоставляет возможность альтернативного об­щения хотя бы на какое-то время.

В Афганистане мы работали с жертвами войны – пред­ставителями разных этнических групп, в основном с женщинами-вдовами. В результате этой, уже пятилетней, работы в стране возникло социальное движение. Люди ста­ли думать о том, что делать с прошлым? Как жить в насто­ящем? Как противостоять нарушениям прав человека, про­должающейся войне? Вообще когда работа хорошо сдела­на, мы счастливы.

— Вы оптимист.

— Я хочу им быть.

— В чем интерес к Украине?

— Тоже есть связь с Афганистаном. Я был приглашен бывшим коллегой, который раньше работал в Афганистане, а теперь в Украине. Я проводил семинары в Одессе, Кие­ве, Донецке. Основная тема моей работы в Украине: «Акти­визация участия молодежи в политической жизни страны». Но в процессе подготовки театрального действия прихо­дится разбирать также более фундаментальные проблемы и их причины: социальная апатия, бедность, коррупция, не­уважение к законам, отсутствие авторитетов, наркомания, проституция. Существует много факторов, влияющих на от­сутствие желания менять жизнь своей страны к лучшему.

— Видели, как проходит форум-театр в нашем лагере?

— Я видел фотографии, и слышал свидетельства, ко­торые были частью этих лагерей. Я очень рад, что такое существует. Я слышал, что фитбек-восприятие было тоже очень хорошим.

— Не хотите приехать посмотреть?

— Два года назад я был в лагере в Таджикистане, там было сто детей со всей страны. Мы проводили форум-театр, и это было прекрасно. Здесь, я слышал, тоже все было классно. Конечно, я бы с радостью посмотрел на работу украинских тренеров.

— Процесс обучения происходит по принципу «из рук в руки» или уже существуют какие-то запатен­тованные методики, с которыми можно знакомить­ся самостоятельно?

— Я думаю, что одно из наших преимуществ состоит в том, что на эту методологию не получены авторские права, а следовательно она никогда не станет бизнесом. Эта ме­тодология предназначена для каждого, она гибкая и адап­тируется к местным реалиям, культурным особенностям, национальному менталитету. Нет стандартизированного способа обучения, есть лишь некоторые философские осно­вы диалога, идея уважения и слушания. Но самый распро­страненный способ изучения техники – это личное участие в тренинге.

Я называю «форум-театр» «методологией любви». Это очень эмоциональная техника, многие ее понимают как психотерапию, возможность решить личные проблемы, но на самом деле это нечто большее. Работая на мастер- классе, участники проникаются доверием, уважением друг к другу, понимают, что они равные среди равных, и только они могут начать решать собственные проблемы, объеди­няясь для отстаивания своих прав.

Сложно вести work-shop. Когда работаешь с проблем­ной группой, люди проявляют очень личные эмоции. Без­опаснее работать с друзьями. Но тех, с кем ты работаешь, нужно уважать, оберегать, никогда не манипулировать ими, не менторствовать.

— Нет ли у вас опасения, что люди, которые при­ходят к вам, априори склонны к зависимости, а по­тому легко объединяются и поддаются манипулиро­ванию?

— Тут важны два аспекта. Начинается с приглашения – кого мы приглашаем, почему и как приглашаем. Ведь люди не знают, под чем они подписываются. Они думают, что это просто театр. Потом они приходят, и им задают очень лич­ные вопросы, на которые они не готовы ответить. Поэтому конечно важна ответственность организатора. Нужно про­вести собеседование и убедиться, что люди, которых ты приглашаешь, знают, куда они идут и что с ними будет там. И второе – тот, кого называют джокером, – друг, товарищ, но не учитель.

Возможно имея больше формального образования и жизненного опыта, мы можем думать, что немножко лучше участников, что они могут чему-то научиться у нас, и что мы должны учить их чему-то, что улучшит их положение. Думаю, что такое может происходить есте­ственно, незаметно для нас самих. Это большая пробле­ма методологии. У джокера много власти, он управляет процессом, задает вопросы, поэтому часто участники проецируют на него многие чувства и ожидания, и нужно внимательно следить за тем, чтобы не воспользоваться приемами манипуляции.

Есть еще один аспект. Тренером лучше быть человеку из этой же местности – не иностранцу или столичному жи­телю в селе, потому что в таком случае возникают иерархи­ческие отношения. Это тоже нужно учитывать.

— Такая методология применима к любым фор­мам дискриминации?

— Да, конечно. Все зависит от культурного контекста, например на вопрос гомосексуальности во многих странах наложено табу. И многие джокеры, обсуждая этническую, или гендерную дискриминацию, не обсуждают гомофобию и положение гомосексуалов. Но в принципе через форму форум-театра можно обсудить и проанализировать лю­бую проблему религиозных меньшинств, этнических групп, представителей разных сексуальных ориентаций, бездо­мных, ВИЧ-инфицированных.

— А не было ли у вас опыта работы с представи­телями власти, ведь это тоже в какой-то степени маргинализированная группа?

— Был, правда, лично я не настолько критичен к по­литической элите – доводилось видеть у некоторых пред­ставителей власти искреннее желание работать для обще­ства. В Боливии, например, меня пригласили поработать над поддержкой национального правительства и исполь­зовать форум-театр с целью создания более демократиче­ского пространства в обществе. Я думаю, что это хороший опыт, и сейчас он применяется в трансформированной фор­ме, которая называется законодательным театром.

Этот форум-театр используется для того, чтобы созда­вать актуальные для общества законы, раз­работать предложения для правительства, парламента, национального парламента и местных органов самоуправления.

В Афганистане в 2011 г. на протяжении года мы работали с 5 тысячами женщин из пяти разных областей. Здесь форум-театр использовался для наработки предложений для новых законопроектов, направленных на защиту прав женщин. Это были обычные женщины, часто неграмотные, которые ни­когда не ходили в школу, но имели долгую историю сложных проблем. Форум-театр помог подготовить так называемый юри­дический отчет с 24 рекомендациями для новых законопроектов. В прошлом году в афганском парламенте его презентовала женщина, ставшая лицом проекта. В 13 лет она была насильно выдана замуж, пережи­ла много страданий, ее чуть не убили, она вынуждена была бежать из страны. Теперь она джокер, но живет одна.

Борьба против дискриминации не быва­ет простой. Это не игра – это жизнь. И цена свободы очень высока.

Вопросы задавала Татьяна Хорунжая

 

***

Київський клуб толерантності працює над проектом «Форум-театр» у 250-й шко­лі на житловому масиві Троєщина, яка люб’язно відкрила свої двері для занять.

Окрім опанування інтерактивних теа­тральних методик тренерська група зна­йомилася з учнями 11-го класу за допо­могою ігрових технік, обміну думками щодо сюжетів переглянутих короткометражних відеороликів із застосуванням системи «стоп-кадр», визначення позицій у темах, що виникали під час обговорення. Це стало підготовчим етапом до створення сюжетів для показу вистав форум-театру.

27 березня з театральною методикою привнесення змін у суспільство мали мож­ливість ознайомитися учасники і глядачі Міжнародного фестивалю документаль­ного кіно про права людини Docudays UA.

Тренери разом із учнями підготували для глядацької аудиторії фестивалю ін­терактивні сценки про порушення прав людини. Сюжети взято із ситуацій в ре­альному житті.

Мирослав МАРИНОВИЧ
Иосиф ЗИСЕЛЬС
Вячеслав ЛИХАЧЕВ
Олег РОСТОВЦЕВ
Віталій НАХМАНОВИЧ
Микола КНЯЖИЦЬКИЙ
Володимир КУЛИК
Виталий ПОРТНИКОВ
Олег РОСТОВЦЕВ