Єдність у розмаїтті

МОЙ СКРОМНЫЙ МАНИФЕСТ ДЛЯ ВСЕХ МУЗЕЕВ

Орхан ПАМУК
18–19 апреля в «Манеже» в Москве проходил Между­народный форум литературных музеев. Форум литера­турных музеев – это первая в России специализированная открытая площадка для обсуждения современных музей­ных концепций и технологий. Он проводится Московским институтом социально-культурных программ по пору­чению департамента культуры Москвы. Сайт COLTA.RU (редакция «Форума» настоятельно рекомендует его чи­тателям) получил уникальную возможность опублико­вать перевод текста, сделанный специально для форума.
Орхан Памук (тур. Orhan Pamuk; родился 7 июня 1952 г. в Стамбуле, Турция) – современный турецкий писатель, лауреат многочисленных международных литературных премий, в том числе IMPAC Dublin Literary Award (2003), Международной премии мира (2005) и Нобелевской пре­мии по литературе (2006). Популярен как в Турции, так и за ее пределами. В 2006 г. по версии журнала Time был включен в сотню наиболее влиятельных людей мира. Про­изведения писателя переведены на 60 языков и изданы более чем в 100 странах. Одна из последних книг автора, «Музей невинности», посвящена вещам как отражению реальности прошлого. 28 апреля 2012 г. в Стамбуле от­крыл свои двери для посетителей созданный на основе этой книги «Музей невинности».
Я люблю музеи и, как многие, с каждым днем полу­чаю от них все больше удовольствия. Я воспринимаю му­зеи всерьез, и поэтому иногда меня посещают гневные, даже яростные мысли. Но мне бы не хотелось говорить о музеях с гневом. В Стамбуле моего детства музеев было мало. Почти все они были важными памятниками истории. Либо же это были какие-то пафосные государ­ственные экспозиции наподобие музеев – таких много в неевропейских странах. Много лет спустя в переулках ев­ропейских городов маленькие музеи помогли мне почув­ствовать, как можно рассказать историю каждого персо­нажа такого музея (в этом они были похожи на романы). Я никогда не забываю о том, что такие музеи, как Лувр, Метрополитен, Топкапы, Британский музей, Прадо, яв­ляются сокровищницей человечества. Но я бы не хотел, чтобы большие, величественные сокровищницы стали об­разцом для музеев будущего. Музеи, особенно те, кото­рые появляются в быстроразвивающихся неевропейских странах, должны исследовать новый мир современного человека, его человеческую природу и рассказывать об этом. Ведь большие музеи, которым государство оказы­вает поддержку, представляют именно государство, а не человека. А это не добрая и вовсе не невинная цель.
Свои соображения относительно музеев я хочу изло­жить по порядку.
1. Великие национальные музеи, такие, как, напри­мер, Лувр и Эрмитаж, появившиеся в результате того, что для людей открыли императорский либо королев­ский дворец, и ставшие обязательной для посещения ту­ристической достопримечательностью и национальным символом, показывают, что история нации (то есть исто­рический процесс сам по себе) важнее, нежели история отдельного человека. Однако именно на примере исто­рии отдельного человека легче показать духовную высо­ту человечества.
2. Можно усмотреть параллель в том, как осуществля­ется превращение дворцов в большие музеи и превраще­ние народных эпических сказаний-дастанов в романы. Да, эпические сказания, повествующие о героических подви­гах правителей древности, подобны дворцам, в которых те жили. Однако большие музеи на романы не похожи.
3. Надоели музеи, которые пытаются поведать исто­рию какого-нибудь сообщества, организации, команды, общины, нации, государства, народа, фирмы или какого- нибудь предмета, объекта. Мы устали от них. И мы все сознаем, что истории обычных людей будут намного бо­гаче, важнее и подарят нам больше радости, чем история всех народов, вместе взятых.
Будущее музеев – в наших домах.
4. Вопрос не в том, чтобы суметь рассказать, на­сколько богата китайская, индийская, мексиканская, иранская либо турецкая история и культура. (Конечно, и это тоже важно, но это нетрудно.) Трудно суметь по­казать в музее в том же масштабе, с той же силой и глубиной историю конкретных людей, живущих в этих странах сейчас.
5. Я считаю, что музеи необходимо оценивать не по тому, хорошо или плохо они представляют государство, нацию, фирму, определенный фрагмент истории, а по тому, демонстрируют ли они личные качества отдельно взятых людей.
6. Музеи должны стать меньше, индивидуальнее и де­шевле. Только так можно рассказать людские истории. В больших музеях с большим входом нас собирают, что­бы напомнить о государствах и народах, но забывают о нашей индивидуальности. Поэтому везде вне западного мира люди по музеям ходить боятся.
7. Задача музеев настоящего и будущего – расска­зывать не о государстве, а о человеке. Правда, не стоит забывать о том, что человек этот веками переживал же­стокие трудности.
8. Средства и источники финансирования, предназна­ченные большим, величественным, символичным музеям, следует отдавать маленьким музеям. Эти деньги должны поощрять и поддерживать обычных людей в том, чтобы они превращали свои маленькие дома и маленькие исто­рии жизней в музеи.
9. Если предметы искусно и осторожно поместить в их родные дома, не оторвав их от своей среды, от своих улиц, то свою историю они расскажут сами.
10. Огромные дворцы, властвующие над кварталами и городами, не показывают наши души, наоборот – они их стесняют. Человеку ближе идея скромного музея, ко­торый превратит квартал, улицу, дома, магазины – сло­вом, все вокруг во фрагмент музея!
11. Будущее музеев — в наших домах.
Перевела с турецкого языка эксклюзивно для Фо­рума литературных музеев Аполлинария Аврутина
Мирослав МАРИНОВИЧ
Иосиф ЗИСЕЛЬС
Вячеслав ЛИХАЧЕВ
Олег РОСТОВЦЕВ
Віталій НАХМАНОВИЧ
Микола КНЯЖИЦЬКИЙ
Володимир КУЛИК
Виталий ПОРТНИКОВ
Олег РОСТОВЦЕВ