Єдність у розмаїтті

БАБИЙ ЯР: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Татьяна ХОРУНЖАЯ

7 августа на рассмотрение Градостроительного совета Киева был представлен проект архитектурного решения Мемориального комплекса «Бабий Яр».

Не прошло и часа, как засуетилась подведомственная г-ну Левину, главе наблюдательного совета фонда памяти «Бабий Яр», пресса, победно сообщившая, что «сделан важный шаг к возведению Мемориального комплекса», а «большинство архитекторов – членов совета, поддержали заложенную автором проекта Виталием Васягиным идею «архитектуры без архитектуры» и высказались в поддержку строительства».

Проект Мемориального комплекса включает музей, помещение для временных экспозиций, Аллею праведников, йешиву, парковую зону со специальным (?) водоемом, автостоянку для туристических автобусов и автомобилей. Концепция музея, разработанная архитектурной мастерской «Виталий Васягин», предполагает «создание интерактивной экспозиции с интеграцией (дальше понять сложно) как аутентичных экспонатов (это кто?), так и цифровых решений, демонстрации видео, документов и свидетельств».

«Мемориальный комплекс планирует (уже!) сотрудничество с ведущими музеями мира в контексте обмена экспозициями, возможностью иностранных и отечественных кураторов организовывать временные выставки на определенную тематику».

При этом никто из представлявших проект не вспомнил о том, что строительство по-прежнему предполагается вести на сакральной территории, что существует еще один проект – присутствовавшей здесь же Ларисы Скорик, члена Градостроительного совета.

Примечательно, что членов Градсовета место расположения комплекса вообще не интересовало. Они живо обсуждали само архитектурное решение, причем было совершенно очевидно, что делается это исключительно с целью продемонстрировать себя, т.к. никто этих сделанных с голоса замечаний учитывать не будет.

Проблема расположения будущего комплекса полностью осталась за рамками обсуждения. На этом акцентировали внимание присутствовавшие на заседании лишь представители общественных организаций, указавшие, что выбранное место – это территория старого еврейского кладбища, и строительство здесь противоречит как законам Украины, так и еврейским религиозным законам – Галахе. Следует отметить, что как г-н Левин, так и присутствовавший на заседании представитель религиозной общины при киевской Центральной синагоге Бродского, заверяли присутствующих, что ежели это окажется действительно кладбище, они тут строить ничего не будут. Остается непонятным, почему эти господа до сих пор упорно игнорировали все обнародованные документы на этот счет.

Недоумение вызывает и позиция городских властей, в частности ведомства главного архитектора. Именно они давно должны были выбрать площадку за границами всех кладбищ и мест массовых расстрелов и предложить ее для строительства музея Бабьего Яра.

Точно так же именно городские власти должны были прекратить этот самодеятельный конкурс проектов, когда архитекторы одновременно проектируют и собираются возводить(!) разные музеи Бабьего Яра, располагая их, как дорогие рестораны, на расстоянии ста метров друг от друга.

Что касается содержания экспозиции, то слова г-на Левина о том, что музей должен быть посвящен памяти всех жертв, находились в очевидном противоречии с представленным проектом экспозиции, рассказывающей исключительно о двух днях наиболее массовых расстрелов евреев Киева 29–30 сентября 1941 года.

В общем после обсуждения остался открытым вопрос: то ли все слова о готовности к компромиссу представляют всего лишь дымовую завесу, то ли фонд «Бабий Яр» с приходом к руководству г-на Левина действительно поменял концепцию своей деятельности, но тогда зачем было выносить на обсуждение устаревший архитектурный проект?

Мирослав МАРИНОВИЧ
Иосиф ЗИСЕЛЬС
Вячеслав ЛИХАЧЕВ
Олег РОСТОВЦЕВ
Віталій НАХМАНОВИЧ
Микола КНЯЖИЦЬКИЙ
Володимир КУЛИК
Виталий ПОРТНИКОВ
Олег РОСТОВЦЕВ