Єдність у розмаїтті

КСЕНОФОБИЯ И ЕЕ МОНИТОРИНГ: ЧТО ПРОИСХОДИТ В УКРАИНЕ?

Вячеслав ЛИХАЧЕВ

Новое исследование преступлений на почве ненависти

25 апреля в Киеве в Большом конференц-зале Национальной академии наук Украины Харьковская правозащитная группа (ХПГ) провела презентацию результатов мониторинга преступлений на почве ненависти в Украине, осуществлявшегося ХПГ при поддержке немецкого фонда «Память. Ответственность. Будущее» (EVZ). По словам руководителя ХПГ, известного правозащитника Евгения Захарова, мониторинг осуществлялся с начала 2011 года в 14 областях страны, а также в Автономной Республике Крым, Севастополе и Киеве усилиями семерых региональных координаторов.

Как знают постоянные читатели «Форума наций», я не первый год занимаюсь мониторингом проявлений ксенофобии в Украине, в первую очередь – преступлений на почве ненависти. Эта работа осуществляется в рамках программы мониторинга ксенофобии Конгресса национальных общин Украины при поддержке различных организаций. На протяжении многих лет КНГУ был единственной организацией, системно отслеживающей проявления ксенофобии в Украине. Поэтому меня очень обрадовала информация о проекте ХПГ. Возможность сотрудничества и обмена информацией с организацией, отслеживающей ситуации в регионе, открывает новые перспективы для совершенствования системы мониторинга.

К сожалению, в силу проблем технического характера, связанных с рейдерскими действиями правоохранительных органов в отношении банка, обслуживающего, в частности, счета ХПГ, издать запланированную в качестве результата проекта книгу не удалось. Однако в ходе презентации были представлены опубликованные ХПГ в виде отдельной брошюры краткие выводы исследования, озаглавленные «Анализ законодательства и практики по вопросам противодействия преступлениям на почве ненависти» (Батчаєв В., Захаров Є., Мартиненко О., Швець С. Аналіз законодавства i практики з позиції запобігання злочинам на ґрунті ненависті – Харьків, квітень 2012). Презентация, в которой приняли участие авторы исследования, эксперты в сфере ксенофобии и представители различных общественных организаций, занимающихся защитой прав представителей ЛГБТ-обществ и национальных меньшинств, мигрантов, беженцев и искателей убежища, проходила в формате круглого стола, в ходе которого выступающие обменялись мнениями по проблематике противодействия преступлениям на почве ненависти.

Евгений Захаров в своем выступлении подчеркнул, что одной из основных проблем в сфере ксенофобии в стране является отказ правоохранительных органов от адекватной квалификации преступлений на почве ненависти. Это связано как с проблемами несовершенства законодательной базы, так и с нежеланием милиции и прокуратуры пользоваться даже теми инструментами, которые существуют в действующем Уголовном кодексе. Своими мнениями относительно причин этой проблемы поделились авторы исследования Владимир Батчаев, Олег Мартыненко и Сергей Швец. Выступающие обращали внимание на неадекватное отношение к проблеме правоохранительных органов и в целом органов государственной власти, которые сами зачастую становятся источниками дискриминационных и ксенофобских действий.

Несмотря на дискуссию, возникшую между экспертами вокруг своеобразного понимания «дискриминации» авторами исследования и вызванной этим терминологической путаницы, нельзя не согласиться с приведенными выше основными выводами ХПГ.

Однако, к сожалению, внимательное ознакомление с брошюрой, содержащей результаты исследования, вызвало разочарование. Собственно, результатов исследования текст не содержит. В нем нет никакой информации, позволяющей судить, какие именно преступления на почве ненависти были предметом мониторинга – например, включал ли он вандализм и осквернение кладбищ и мемориалов. В брошюре нет ничего ни о квалифицирующих признаках, которые позволяли авторам утверждать, что то или иное преступление было совершено на почве ненависти, ни о методологии сбора информации, ни даже о том, в каких собственно регионах проводилось исследование. Более того, собственно в тексте доклада, по идее, основанного на материалах мониторинга преступлений на почве ненависти, не сдержится практически никакой информации о преступлениях на почве ненависти (хотя бы их характере и количестве), зафиксированных в ходе мониторинга. На первой же странице исследования зачем-то приводятся последовательно данные МВД обо всех преступлениях в отношении иностранцев, мои данные о преступлениях на почве ненависти, связанных с насилием, но почему-то только за 2006–2008 гг., и высказывание руководителя Африканского центра о «больше тысячи» пострадавших иностранцев. Далее подробно излагается не имеющая прямого отношения к проблеме ксенофобии милицейская статистика зафиксированных преступлений в отношении иностранцев, данные о количестве возбужденных уголовных дел по ст. 161 УК («разжигание межнациональной вражды»), и собственно все. Никаких данных, полученных в ходе мониторинга ХПГ, в исследовании, основанном на этом мониторинге, просто нет. Единственная информация мониторинга, вообще упомянутая между делом в тексте – «в 2011 г. наш мониторинг насилия в отношении иностранцев из дальнего зарубежья засвидетельствовал 35 фактов насильственных нападений». Следует ли из этого текста читателю сделать вывод, что эти нападения были совершены на почве ненависти и что эти данные и есть результат мониторинга – остается загадкой. Никаких других данных авторы исследования не смогли привести и в устном порядке в ходе презентации.

С учетом сказанного, пожалуй, бессмысленно придираться к мелким недочетам вроде постоянного апеллирования к заведомо устаревшей информации (как в случае со ссылкой на мои исследования и некоторые другие данные четырех-пятилетней давности), терминологической путаницы и довольно странной типологизации жертв преступлений на почве ненависти (к уязвимым группам наряду с ромами и евреями попали, например, наркозависимые).

Конечно, прежде, чем делать окончательные выводы, следует дождаться выхода в свет полного текста книги, основанной на исследовании ХПГ. Однако пока, к сожалению, можно констатировать, что, несмотря на важную информацию и основанные на ней рекомендации, содержащиеся в отчете ХПГ, полноценной системы мониторинга преступлений на почве ненависти в результате проекта ХПГ, результаты которого были презентованы, создано не было.

Немного статистики

Наверное, было бы неправильным после критики коллег (которые, я надеюсь, воспримут ее конструктивно) не сформулировать несколько тезисов, основанных на мониторинге проявлений ксенофобии КНГУ.

Мониторинг преступлений на почве расовой, национальной и религиозной ненависти (насильственных действий, идеологически мотивированного вандализма, разжигания межнациональной вражды в публичной сфере), а также действий органов государственной власти и правоохранительных органов, направленных на борьбу с ксенофобией, осуществляется Конгрессом национальных общин Украины с 2006 года. В рамках программы выходит ежемесячный информационный бюллетень, распространяющийся в электронном виде. Если обратить внимание на наиболее острую в этой сфере проблему преступлений на почве ненависти, связанных с насилием, то анализ информации, собранной в ходе многолетней работы, позволяет сделать ряд утверждений:

1. Данные мониторинга КНГУ свидетельствуют о серьезном масштабе проблемы насилия на почве расовой и этнической ненависти в Украине.

2. Данные мониторинга свидетельствуют об устойчивой негативной динамике в этой сфере в последние полтора года. Начиная с осени 2010 года мониторинг фиксирует устойчивый и системный рост количества расистских преступлений. По итогам 2011 года в результате насилия на почве расовой и этнической ненависти пострадало в 2,5 раза больше людей, чем в 2010 году. При этом ранее, в 2008–2010 гг., согласно результатам мониторинга, количество расистских преступлений в Украине уменьшалось.

3. Подавляющее большинство преступлений, совершенных на почве ненависти, не квалифицируются должным образом правоохранительными органами, что свидетельствует либо о недостаточной профессиональной квалификации сотрудников милиции и прокуратуры, либо о нежелании официально признавать проблему ксенофобских преступлений в стране.

4. Соответственно, у государственных органов нет сколько-нибудь соответствующей реальному положению дел официальной статистики относительно преступлений на почве ненависти, и, следовательно, в целом нет адекватного представления о масштабах проблемы.

5. Государство не проводит никакой системной работы по внедрению установок толерантного сознания в обществе, в частности среди молодежи, по пропаганде ценностей открытого общества.

6. Более того, можно утверждать, что определенные действия нынешней власти, в первую очередь в сфере миграционной политики, а также в деятельности правоохранительных органов, привели к увеличению количества преступлений на почве ненависти в последнее время.

Очевидно, что в сложившемся положении вещей органы государственной власти не в состоянии существенно повлиять на крайне негативную динамику в сфере преступлений на почве ненависти.

Необходимо подчеркнуть, что ситуация роста количества насильственных преступлений на почве ненависти создает прямые и непосредственные угрозы безопасности, здоровью и жизни многих людей в Украине. Кроме того, указанные проблемы чреваты значительным ухудшением имиджа Украины в глазах международного сообщества. В течение последних месяцев Украина неоднократно становилось объектом внимания мировых средств массовой информации в связи со скандалами, связанными с публичными проявлениями расизма – ни в одном из указанных случаев не квалифицированного адекватно и не осужденного соответствующим образом государственными и правоохранительными органами.

Особенно остро стоит эта проблема в преддверии чемпионата по футболу, который наша страна планирует принимать уже практически через месяц.

Кирилл ДАНИЛЬЧЕНКО
Мирослав МАРИНОВИЧ
Лиля БУДЖУРОВА
Виталий ПОРТНИКОВ
Вадим ФЕЛЬДМАН
Петро МАРУСЕНКО
Антон САВІДІ
Олена ДОНЕЦЬ