Єдність у розмаїтті

ПРИНАДЛЕЖАТ ЛИ К ОППОЗИЦИИ УКРАИНСКИЕ ОЛИГАРХИ?

Семен ГЛУЗМАН

Думаю, что все украинские олигархи принадлежат к оппозиции. Иначе, как понять, что все телеканалы (собственность олигархов) ден­но и нощно работают на понижение рейтинга власти. Особенно в этом направлении успешны новостные программы, погружающие жителей страны в мрак и грязь жестокости, крови и откровенной политической демагогии. Совокупный образ этих программ таков: «Все плохо, все страшно, все лживо». И достаточно стабильная и относительно сытая украинская жизнь в силу психологической закономерности восприни­мается телезрителем в качестве нестабильной и голодной, а тради­ционная гражданская пассивность наших граждан позволяет легко определить и назвать причину: украинскую власть, начальников.

Жесткая политизация зрителя украинским телевидением оче­видна. Все эти разные по уровню качества журналистики теле­визионные шоу сеют в благоприятной среде неуверенности вирус тревоги и ожидания зла. А в результате мы имеем то, что было сформулировано американскими социальными психологами еще в 1964 году: «Чем больше человек эмоционально привязан к сво­им взглядам, тем труднее изменить их с помощью аргументации и пропаганды, т. е. обращением к сознанию, вплоть до того, что это делается невозможным».

Посмотрев очередную порцию уличных ужасов с разрушенны­ми телами, мы переключаем свой «ящик» и свое сознание на поли­тический театр, где ложь и неискренность – характеристика всех без исключения актеров. Позднее, ложась спать, переполненные раздражением безысходности, мы связываем все увиденное вме­сте и говорим себе защитную фразу, облегчающую нам понима­ние нашей жизни: «Во всем виноваты они!» Все они, и политики, и начальник на работе, и сотрудники ЖЭКа, и, даже, почтальон.

Иными словами, виновниками всех наших проблем являются «они». Так – удобнее, такой взгляд упрощает действительность и сглаживает тревогу неопределенности. Еще в 1948 году отцы тео­рии воздействия масс-медиа утверждали: «Чем больше люди чита­ют и слушают, тем больше они становятся убежденными в правоте собственной позиции». Вспомним недавнее прошлое, культура по­литического анекдота в СССР была мощнее, результативнее офи­циальной советской пропаганды с ее жесткой монополией на ана­лиз всего сущего, недремлющим оком и ухом КГБ, «глушилками» и прессингом «отщепенцев». Выступавшие из ткани короткого сочно­го устного текста условные армяне, чукчи, евреи, Чапаев и другие представители анекдотных сериалов были сильнее, ярче официаль­ной доктрины о «новой общности – советском народе».

Сожалею, но вынужден констатировать: сегодня во многом наш взгляд на мир и на нас самих формирует телевидение. Такое телевидение, которое нам предлагают его владельцы-олигархи. Телевидение, отталкивающее нас от участия в жизни страны, от желания участвовать в выборах. Хорошо ли это для власть иму­щих, наших избранников? Сомневаюсь. Им, на самом деле, очень нужна наша поддержка. Обратите внимание: как редко, чрезвы­чайно редко тележурналисты «дают» нам мудрого, искреннего Мирослава Поповича. И как часто мы видим на телеэкране говор­ливого Чечетова. Не только его легендарную руку, но и его лицо.

Мирослав МАРИНОВИЧ
Иосиф ЗИСЕЛЬС
Вячеслав ЛИХАЧЕВ
Олег РОСТОВЦЕВ
Віталій НАХМАНОВИЧ
Микола КНЯЖИЦЬКИЙ
Володимир КУЛИК
Виталий ПОРТНИКОВ
Олег РОСТОВЦЕВ