Єдність у розмаїтті

ЧУЖОЙ КАК ЗЕРКАЛО

Антон НОСИК

Осенью 1988 года я впервые оказался в городе Лон­доне. Нетрудно догадаться, что для впечатлительного 22-летнего юноши, выросшего в СССР и второй раз в жизни попавшего в капстрану, в британской столице хватало по­водов для удивления буквально на каждом шагу. Изумляли люди на улицах, их одежда и манеры, поражали общепит и ширпотреб, число и толщина ежедневных газет на улич­ных лотках, впечатляли музыкальные театры и книжные магазины, озадачивали таблички с королевскими указами, прибитые на стенах домов, и ужасающее состояние обще­ственного транспорта (вагоны лондонского метро в то вре­мя имели деревянный пол, который ничего не стоит забле­вать по пути домой из паба или со стадиона и практически невозможно потом отмыть)…

Но больше всех этих гримас и чудес капитализма по­разило меня открытие, к которому не могли подготовить выпускника московской спецшколы ни чтение коммунисти­ческой The Morning Star, ни политинформации в институте, ни «Международная панорама» на Центральном телевиде­нии, ни двадцатикопеечный еженедельник «За рубежом». Я обнаружил, что белокожие англо-саксонские протестанты среди жителей британской столицы на исходе ХХ века со­ставляют довольно незначительное меньшинство. Первая же ночлежка, где я остановился в Лондоне за 18 фунтов в сутки, добравшись пригородной электричкой из аэропор­та «Хитроу» до Пэддингтонского вокзала, имела большую арабскую вывеску, и ее персонал с трудом подбирал ан­глийские слова, чтобы со мной объясниться. Переночевав там, я отправился искать Трафальгарскую площадь, но прежде Нельсоновой колонны набрел на Чайнатаун, где китайские вывески над лавками и ресторанами были много заметней англоязычных. Там же я, кстати сказать, и поза­втракал, открыв для себя прежде незнакомые слова «дим сам» и «Циндао». А утолив голод, я заглянул за сигарета­ми в ближайший продмаг, где меня ждало знакомство с представителями самой многочисленной этнической груп­пы некоренных жителей Лондона. Ею в ту пору являлись пакистанцы. И сегодня, 25 лет спустя, среди лондонских ларечников, лоточников, госчиновников и бомбил они по- прежнему составляют большинство. Единственное, что с тех пор изменилось, — пожив в разных странах Восточно­го полушария и объездив Западное от атлантического до тихоокеанского побережья, я разучился придавать этому значение. Пакистанцы, шмакистанцы. Я и сам, между про­чим, не английский лорд.

Сегодня в российских мегаполисах многие мои со­граждане испытывают дискомфорт от сознания, что они со всех сторон окружены таджикскими дворниками, уз­бекскими строителями, кавказскими бомбилами и про­чими неславянскими неправославными собратьями по разуму. Во Владивостоке, откуда я пишу эти строки, роль «понаехавших» с конца XIX века исполняют корейцы с китайцами.

Очень понимаю сограждан: мне и самому порой не­уютно от мысли, что значительная часть прохожих на московских улицах не говорит по-русски. Лишний раз я имел случай в этом убедиться в начале сентября, когда раздавал агитационные материалы Навального на кубе у станции метро «Добрынинская». Но есть одна простая вещь, которую я за последнюю четверть века успел по­нять, пожив в Иерусалиме и Лондоне, Лимассоле и Нью- Йорке, Москве и Венеции, в штатах Гоа и Калифорния… Национальные, этнические и культурные меньшинства враждебны «коренному населению» ровно настолько, на­сколько само это население видит в них врага. Отноше­ние этнических и религиозных меньшинств к «титульной нации», подобно зеркалу, отражает отношение коренного населения к ним самим. Там, где в них видят людей, они и ведут себя как люди. А там, где в них видят только угрозу, они угрозой и становятся.

Я, может быть, кощунственную вещь скажу, но отличие Москвы от Парижа, Лондона, Шанхая или Нью-Йорка не в том, что больше нигде не танцуют на улицах лезгинку. От­личие – в том, что лишь у нас из уличного танца можно раз­дуть большую политическую проблему. И если есть жела­ние эту проблему решить, то начинать нужно не с лезгинки, а с нашего отношения к ней.

newtimes.ru
Мирослав МАРИНОВИЧ
Иосиф ЗИСЕЛЬС
Вячеслав ЛИХАЧЕВ
Олег РОСТОВЦЕВ
Віталій НАХМАНОВИЧ
Микола КНЯЖИЦЬКИЙ
Володимир КУЛИК
Виталий ПОРТНИКОВ
Олег РОСТОВЦЕВ