Єдність у розмаїтті

Аушвиц наоборот

Илья КЛИШИН

От Кракова ехать час всего. Идеальная дорога то вверх, то вниз пролетает мимо не по-нашему ухоженных полей, пряничных домиков, аккуратных костелов. Тихая, размеренная жизнь, как и перед Второй мировой, «Макдоналдсов» разве что понастроили, но это из-за туристов. Даже и не верится, что в этой пасторали – железная дорога уходит влево и в тупик – был комбинат смерти. Аушвиц-Биркенау.

Я приехал в Аушвиц наутро после убийства Немцова. Это и так, пожалуй, самое мрачное место Европы (луганским садистам далеко до этой методичности; не поворачивается язык сказать «слава Богу»), а после бессонной ночи в попытках понять, что же черт возьми происходит, и вовсе ад на земле. Точнее, очень нужный музей этого ада.

Смотрите. Не отворачивайтесь. Не закрывайте глаза. Не делайте вид, что этого не было. Проходите, пожалуйста, в газовую камеру. В карцер. К расстрельной стене.

Вот «текстильные товары» из человеческих волос. Вот туфли и ботинки с мертвых, что шли в Германию; и в них простые немцы беззаботно ходили в театры и рестораны, влюблялись, смеялись.

Ложь. Такой сильный, каким он себя рисовал, нацистский рейх лгал миру и своим гражданам. Вас направляют на поселение, возьмите нужные вещи. До 25 кг. В музее под стеклом лежат даже распечатанные билеты для греческих евреев. Да-да. Билеты. В Аушвиц.

А потом – платформа Биркенау. Триста метров до ворот смерти. Из вагонов выгружали людей, как скот, и «ненужных» гнали на смерть. Все вещи забирали сразу. Отдельный стенд: башмачки, платьица и картузы убитых сразу детей.

И когда идешь по этим рельсам, по гравию – мимо рыжих кирпичных развалин, крематориев мимо, бараков, колючей проволоки, думаешь, как не хватает России такого места. Особенно теперь.

А по возвращении на Родину узнаешь, что есть. И сразу больше нет.

Единственный в стране сохранившийся полностью «заповедник» ГУЛАГа, музей «Пермь-36» в поселке Кучино Пермского края, захвачен и уничтожен местными властями. Там больше не будут говорить о репрессиях, о заключенных, зато расскажут о лагерной охране.

Идет необъявленная война, и на ней погибли тысячи человек, у стен Кремля убивают политика, но и сейчас создание музея во славу ГУЛАГа изумляет.

Когда я думаю об этом, я вспоминаю Аушвиц. Пытаюсь в некой кафкианской фантасмагории вообразить там такой ребрендинг.

Проходите, дорогие гости! Обратите внимание на знаменитую вывеску «Труд освобождает». Под этим девизом заключенные Аушвица-Биркенау каждое утро, улыбаясь, шли на работу. Кстати, их трудовой день никогда не превышал десять часов. Вот здесь сразу за колючей проволокой стоял оркестр. Администрация лагеря многое делала, чтобы радовать зэков даже такими мелочами. Представляете, оркестр утром и вечером. Ваш босс раскошелится на такие траты в офисе? Дальше работникам полагалось по пол-литра кофейного напитка. Кстати, сейчас, в популярной сети «Старбакс» такой объем называется «венти», и еще задолго до всяких новомодных разговоров о здоровом образе жизни немецкие специалисты рекомендовали отказаться от кофеина в кофе – как от вредного для сердца. Здесь были клумбы и цветы. Проходите, пожалуйста, в бараки. Посмотрите налево: вот умывальники и полураздельный туалет; многие заключенные признавались, что даже в их собственных домах не было таких услуг. Вот здесь заключенные могли после рабочего дня играть в футбол и гулять. Как я и говорил, для них охраной создавались все условия. Вы спрашиваете, что это за здание с большим замком? Это очень комфортные душевые, которые могли принимать сразу до пятисот человек – чудо инженерной мысли. Не хотите посетить? Мы недавно привели их в рабочее состояние.

snob.ru
Мирослав МАРИНОВИЧ
Иосиф ЗИСЕЛЬС
Вячеслав ЛИХАЧЕВ
Олег РОСТОВЦЕВ
Віталій НАХМАНОВИЧ
Микола КНЯЖИЦЬКИЙ
Володимир КУЛИК
Виталий ПОРТНИКОВ
Олег РОСТОВЦЕВ